Телефоны Фонда

+7 (383) 266-20-19
+7 913-205-1430

Запись на консультации, лекции, трениги.
Звонить с 9.00 до 20.00. Без выходных.

Счётчики

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Поддержите наш сайт в каталоге ресурсов НГС!

На правах рекламы

Квалифицированные консультации психолога попроблемам личности,семьи, нарушении
детско- родитльских отношений, переживании горя(утраты).

Запись по тел.
+7 983-125-33-47

где искать клиентов

Анонимные алкоголики. Кто они?

Алкоголь был для нас лекарством. Он быстро и эффективно устранял не только похмельное неудобство, но также и другие жизненные беспокойства. Развевал огорчения и сомнения, добавлял уверенность в себе, эффективно устранял страх. Стресс? Трудная ситуация? Зубная боль? Увольнение с работы? Выигрыш? Проигрыш? На всё было универсальное средство. Ещё долгое время алкоголь давал нам то, что обещал: успокаивал нервы, временно примирял нас с самими собой и давал «друзей», которые нужда­ лись в том же, в чём и мы.

Наша жизнь состояла из событий и алкоголя, алкоголя и событий. Событие, которое входило в историю, необходимо было забальзамировать алкоголем. Свадьба, Новый Год, праздники, жена поругала, девушка бросила, неделя прошла, день кончился, зарплата. Каждое жизненное событие было замечательным предлогом для того, чтобы выпить рюмочку-другую. А если нам уже не хватало поводов, то мы говорили: «сегодня среда — это хороший день, чтобы выпить». И так день за днём мы пропивали свою жизнь. Периоды воздержания становились для нас всё более усилива­ ющимся страданием. Мы не могли изменить сами себя, выдержать со­ бственных мыслей. Разорванная душа требовала лекарства. Высохшее горло кричало: «вливай в меня, вливай». Уже первая доза устраняла большую часть кошмаров болезни. И снова мы могли функционировать какое-то время. Алкоголь склеивал нас в одно целое, добавлял смелости, ощущения силы, становился необходимым для поддержания жизни. Собственными руками мы рыли себе могилу. Целью нашей жизни стала смерть. Руководимые стыдом, мы ходили по изгороди, подталкиваемые чувством вины, мы пытались найти какой-нибудь выход, подстерегаемые страхом, мы боялись перейти на другую сторону улицы. Замкнутые в себе, мы уже нико­ му не доверяли.

Мы построили себе памятник из иллюзий, алкоголя и «всех наших очень важных дел». Эта наша нереальная реальность - это чудовище нашего во­ ображения, это наша история и наше наследство. Мы построили фабрику смерти в нашем сознании, в своём разуме и сердце, в своей душе. В мо­ мент, когда мы с отчаянием посмотрели на своё создание, мы заметили искорку жизни и вытянули дрожащую руку за помощью. Мы не можем отказаться от своей истории, но не хотим её продолжать. Мы начинаем разбирать нашу фабрику смерти. Кирпич за кирпичом, лишённые нашего «жизненно необходимого» алкоголя, мы пытаемся прожить каждый день заново. Энергию черпаем на собраниях АА (Анонимных алкоголиков)от людей, которые идут в том же направлении. Мы изменяем, направление нашей истории: дорогу смерти меняем на дорогу жизни.Мы решили жить без алкоголя. Только сегодня, ведь лишь столько мы можем набрать жизненной энергии.

Многие из нас благодаря собраниям АА узнали, что алкоголизм — особая болезнь, в которой большую роль играют такие психологические состояния, как гордость и смирение. Многие люди начали пить из гордости. Они не могли смириться с мыслью о своей обыкновенности. Им хотелось исклю­ чительности. Такую исключительность давало опьянение. В опьянении уда­ валось быть в согласии со своими ожиданиями. Когда конкретная жизнь не совпадает с жизнью ожидаемой, то один из выходов — изменить восприятие жизни с помощью алкоголя. Но, придя в АА, мы узнали, что для нас, оказы­ вается, очень важно быть услышанными. Если мы получаем возможность высказать о себе и своей бестолковой жизни почти всё, то это оказывает настолько облегчающее действие, что тем, кто это не испытал, просто не­ возможно его представить.

Алкоголизм, конечно, болезнь, такая же, как, например, туберкулез или диабет. Никто не виноват в том, что мы заболели, но от нас зависит, будем ли мы продолжать самоуничтожение, или обратимся за помощью. Многие считают, что алкоголик — это непременно человек с красно-синим носом, с трехдневной щетиной на щеках, уже с утра слоняющийся возле пивных точек. Таких среди нас около 10 %. Гораздо больше тех, которые живут вроде бы нормальной жизнью: посещают общественные мероприятия и даже имеют собственные автомобили. Они убеждены, что пьют «как все», никому этим не вредят и, конечно же, алкоголиками не являются. Многие из нас тоже не считали себя алкоголиками, пока пили. Теперь мы не пьём, но для этого каждому из нас понадобилось признать себя алкоголиком. Что лучше? Вам решать.

Может показаться странным, что одна из главных проблем алкоголика - неумение быть откровенным. Иногда алкоголику кажется, что откровенным он может быть, только когда выпьет. На самом деле в опьянении настоящая откровенность тоже редка. Появляется бахвальство, хвастовство. Как и вся­ кий наркотик, алкоголь искажает реальную картину окружающего мира и то, что кажется откровенностью, на самом деле всего лишь иллюзия. Откровенность - не такая простая вещь. Она требует сосредоточенности, самоконтроля и доверия к окружающим. Особо хочется подчеркнуть само­ контроль. В АА мы считаем, что алкоголизм - неизлечимая болезнь. Алко­голик однажды — алкоголик навсегда. Таков наш принцип. Это не проявле ние пессимизма, а проявление реализма. Но это не означает, что мы ничего не можем сделать. Мы можем научиться распознавать наши истинные желания и вовремя предупреждать их, т. е. до того, как они реализуются и превратятся в запой. Поэтому навыки самоконтроля для нас очень важны.

Мы считаем, что алкоголизм во многом непонятное явление. Некоторые из нас даже считают, что алкоголизм - это судьба. Судьбу не вылечишь лекарствами. Но есть сила, которая выше личной судьбы. В нашем сообще­стве такая сила называется Бог. Обратившись к нему, как показывает наш опыт, удаётся изменить свою жизнь. Среди членов АА прочно утвердилось мнение, что в физическом смысле алкоголизм нечто вроде аллергии на алкоголь. Как человеку, склонному к аллергическим реакциям на апельсины или яйца, не следует их есть, так и алкоголику ни в коем случае нельзя принимать алкоголь. Даже небольшая порция алкоголя вызывает последо­ вательную цепь реакций, а в итоге тяжелые последствия.

Алкоголик ничем не отличается от обыкновенного человека до тех пор, пока не выпьет. Даже тонкие современные методы исследования бессильны обнаружить какие-либо отклонения у алкоголика, если он несколько меся­ цев не будет пить. Мы хорошо знаем по себе, что пока мы не пьём, у нас почти не бывает особых проблем. Но стоит один раз разрешить себе небольшую дозу, стоит сказать: «А чем, собственно, я хуже других? Почему бы мне не выпить рюмку водки или бутылку пива? Кому от этого может быть ущерб?» - и с этого рубежа нормальная жизнь заканчивается и начи­ нается сплошная гонка, в которой мы гонимся за алкоголем, а алкоголь гонится за нами. Как правило, заканчивается это катастрофой. Многие из нас в своё время свыклись с тем, что финал запоя нам приходится встречать в наркологическом стационаре или, как мы его называем, в «дурдоме». И хотя, лежа на неудобной койке и испытывая жестокое унижение от своего состояния, мы клянемся себе, что уж теперь-то это в последний раз, и боль­ше никаким калачом не заманишь нас попробовать спиртное, проходит несколько месяцев и начинается всё сначала.

Здесь уместно процитировать Большую Книгу, в которой сосредоточен весь опыт наших американских собратьев по страданиям. «Дело в том, что большинство алкоголиков по причинам, пока не известным, теряют возмо­жность выбора во всём, что связано с выпивкой. Наша, так называемая, сила воли практически перестаёт существовать. В определённое время мы теряем способность восстановить в памяти во всех подробностях то унизительное состояние, которое мы испытывали, и неприятности, случившиеся всего лишь неделю или месяц тому назад. И мы оказываемся беззащитными перед первой рюмкой». (Анонимные Алкоголики. Нью-Йорк. 1989г. стр.23)

Действительно, если мы попытаемся честно проанализировать прошлую жизнь, то обнаружим, что остановить пьянство нам никогда не удавалось.

Мы могли удерживаться от выпивки несколько недель или даже месяцев.

Но этого времени хватало лишь на то, чтобы прийти в себя и забыть все прошлые неприятности.

Даже после того, как мы попадали в наркологический стационар, где проходили лечение, в большинстве случаев срыв был неизбежен. Иногда проходило 5 или даже более лет. Нам тогда казалось, что алкоголизм больше не держит нас своими лапами. И всё же наступал момент, когда иллюзии рушились, и мы вновь оказывались сломленными. В очередной раз мы вы­ нуждены были констатировать своё бессилие. Среди нас есть сегодня такие, кто лечился по 7 - 10 раз, побывал в ЛТП или наркозоне, но после каждого витка лечения мы возвращались к своему исходному состоянию.

Спасение оказалось возможным после того, как мы узнали о Программе АА и о том, что алкоголизм - это духовное заболевание и лечить его можно духовными средствами. Мы узнали, что такими средствами являются откровенность, смирение, готовность непредвзято посмотреть на самого себя. Мы осознали с глубокой ясностью, что совесть для любого человека орган, не менее важный, чем печень. Мы поняли, что алкоголем убивали, прежде всего, свою совесть.

Выздоровление для нас началось с того, что мы приняли своё бессилие, но зато во всём доверились Богу (так мы называем того, чей голос мы слышим в голосе собственной совести). «Самым главным фактором является не что иное, как появление у нас глубокого и действенного духовного опыта, который коренным образом изменил наше отношение к жизни и ко всему Божьему миру. Самое главное в нашей жизни сегодня — абсолютная уверенность в том, что Создатель, совершенно чудодейственным образом, вошел в наши сердца и жизни. Он сумел совершить для нас то, что мы никогда не смогли бы сделать сами». Но прежде чем это произошло, мы должны были узнать нелицеприятную правду о себе и своей болезни. Почти 2,5 тысячи лет назад Сократ учил: «Познай самого себя». Значительно позднее, уже в начале XX века известный австрийский врач и психолог 3. Фрейд этот принцип положил в основу нового метода терапии, который он назвал психоанализом. Многие восточные религиозные системы призывают к сосредоточению на своём внутреннем мире. Мы тоже убедились, что выздоровление невозможно прежде, чем мы признаем, что мы — алкоголики. Это не так просто, как иной раз может показаться. Ведь признать умом и сердцем это совсем не то же самое, что произнести словами «Я алкоголик», хотя и это бывает нелегко.

Анонимный алкоголик

Статья перепечатана из ежеквартиальника АРКА, который издается Коммиссией образования в области алкоголизма и других видов зависимостей "Фонда имени Стефана Батория"

Hosted by uCoz